
Взрывающаяся звезда способна устроить такое световое шоу, что порой телескопы типа Spitzer способны его разглядеть даже сквозь космическую дымку.
Порой кажется, что, взрываясь, звезды демонстрируют нечто подобное смертельной агонии, которую просто невозможно пропустить. Тем не менее, не смотря на то, что зрелище довольно яркое, его не всегда возможно рассмотреть. Вот, почему количество зафиксированных взрывов гораздо меньше прогнозируемых учеными.
Но благодаря исследователям, решивших проанализировать данные с выведенного на пенсию космического телескопа Spitzer, были обнаружены пять сверхновых, которые до сего времени не могли рассмотреть в оптическом свете. Дело в том, что Spitzer видел Вселенную в инфракрасном свете. Благодаря этому открывается возможность проникнуть сквозь пылевую завесу, скрывающую от нас взрывающиеся звезды.
Результаты со Spitzer показывают, что оптические обзоры, на которые долгое время полагались ученые в исследованиях сверхновых, могут пропустить до половины звездных взрывов, происходящих по пространству Вселенной.
Несоответствие между числом взрывов, предсказанных и реально найденных — не проблема для астрономов, если речь идет о ближайшей Вселенной. Но вот отдаленные уголки это — другой вопрос. Пыль поглощает и рассеивает оптический и ультрафиолетовый свет, не позволяя ему добраться до инструментов телескопов.
Хорошо, что в распоряжении ученых есть инфракрасный свет. Именно он поможет узнать, куда пропали все сверхновые, которые должны существовать.
Типы сверхновых, обнаруженные космическим телескопом Spitzer, известны как «сверхновые с коллапсом ядра». В этих процесса участвуют гигантские звезды, масса которых как минимум в восемь раз превышает массу нашего Солнца. По мере того, как они стареют, их ядра наполняются железом. А разбухшие звезды больше не в состоянии производить достаточно энергии, дабы противостоять собственной же гравитации. Так что в итоге их ядра разрушаются внезапно и это похоже на вселенскую катастрофу.
Интенсивное давление и температура, возникающие во время развивающейся быстрой реакции коллапса, образуют новые химические элементы путем ядерного синтеза. Коллапсирующие звезды в конечном итоге как будто отскакивают от своих сверхплотных ядер, разбиваются вдребезги и рассеивают новообразованные химические элементы по всему космосу. А, как мы знаем, сверхновые производят довольно «тяжелые» элементы, вроде металлов. Эти элементы крайне важны для создания планет, таких как наша Земля, а также живых существ.
Телескопы нового поколения: Nancy Grace Roman и космический телескоп James Webb, будут работать как раз с инфракрасным светом, что поможет узнать больше о звездообразовании.