Новая космическая загадка — уникальная шестизвездочная система TIC 168789840

Новая космическая загадка - уникальная шестизвездочная система TIC 168789840

Шестеричная звездная система TIC 168789840 — то, чего точно не ожидали увидеть ученые. И не потому, что ее быть не могло. Эта система посмела словно бур проделать себе путь сквозь нашу галактику Млечный путь. Наглый гость является при этом шестикратно затмевающим шестизвездочным союзом, который живет вопреки всему.

Так что такого особенного в этой системе?

TIC 168789840 состоит из шести звезд, орбиты которых проходят таким образом, что периодически затмевают друг друга. Находится шестерка на расстоянии в две тысячи световых лет от Земли. Так что телескопам совсем нетрудно вести за ней наблюдения. Более того, именно благодаря близости к нашей планете и своей неординарности и были обнаружены эти звезды.

Затмения видны благодаря тому, что звезды TIC 168789840 вращаются по орбите в плоскости, которая идеально совпадает с Землей. Соответственно каждый раз, когда одна из звезд проходит мимо другой, создается своего рода затмение, отлично просматриваемое в телескопы Земли. С другой стороны, звезды все же никогда полностью не загораживают друг друга, и система выглядит как еще одна точка света в космосе.

Другие шестеричные системы звезд

Однако стоит отметить, что TIC 168789840 — не единственная шестеричная звездная система, известная ученым. Наиболее древним открытием можно считать систему Кастор, открытую в 1920. Когда-то только Кастор считалась звездой, относящейся к созвездию Близнецов. Однако указанный год относится к тому моменту, когда ее обозначили как шестизвездочную. Как двойную ее определили еще в 1719 году. Но к 1905 году исследователи поняли, что пара точек, принятая за двойную систему, на самом деле представляет собой пары звезд. Причем эти пары тесно вращаются как вокруг друг друга, так и вокруг общего центра. Ну, а в 1920 как раз нашлась и третья пара. Так Кастор постепенно из обычной точки в созвездии стал шестизвездочной системой.

Есть еще один пример шестизвездочного союза — ADS 9731. Правда, сожительствуют они по несколько иными правилам. Это — четыре световые точки, которые окружают центр. Пара из этих точек, в свою очередь, представлена жесткими двоичными системами. Вот вам и шестеричное звездное содружество.

Наблюдать за такой красотой, конечно, приятно. Вот только данные телескопов используются не для услады глаз, а для изучения понимания формирования космических систем, их эволюции и решения многих других вопросов. И вот тут загадка так и остается пока нераскрытой. Никто вам не скажет, как же образуются эти сложные звездные системы и по каким принципам живут. Эти открытия пока еще впереди.