Мы приближаемся к концу выхода астронавтов в открытый космос?

Роботы могут выполнять множество опасных работ, но астронавты все же имеют оригинальное мышление

3 июня 1965 года астронавт Эд Уайт, находящийся на орбите над Гавайями, выходит из космической капсулы, чтобы стать первым американцем, осуществляющим EVA. Он маневрирует с помощью единственного троса, обеспечивающего питание и связь, а также позирует для фотографий. «Я чувствую себя как миллион долларов», — говорит Уайт.

В наши дни EVA не делаются для снимков, они являются частью технического обслуживания и эксплуатации Международной космической станции. Они длятся минуты, и астронавты редко имеют время на свои желания, типа фото или полета в открытом космосе.

«Нам так повезло, что мы не попали в аварию, но по статистике EVA не менее опасна, чем запуск и возвращение, — говорит Гарретт Рейсман, бывший астронавт НАСА.

EVA являются тяжелыми, опасными и отнимают много времени. Сегодняшние космические инженеры проектируют аппаратуру нового поколения для исследования космического пространства, но они неохотно меняют орбитальные скафандры на что-то новое.

Самый простой способ ограничить количество прогулок в космос — поместить вещи, требующие технического обслуживания, на космическую станцию. Однако будущие космические станции будут меньше, чем МКС, и эта стратегия может оказаться невозможной. Например, планы НАСА по строительству Лунных ворот намного меньше, чем план МКС — около 2000 кубических футов пригодного для проживания пространства по сравнению с относительно вместительными 13 696 кубическими футами.

Но Лунные ворота нацелены на большую автоматизацию. Это значит, что преимущество будет у внешних роботов, нежели у астронавтов в скафандрах. Также ожидается, что у шлюза будет отдельный модуль EVA. Но, похоже, что настоящий подъем тяжестей будет осуществляться машинами. Элементы шлюза разработаны таким образом, чтобы сборку и эксплуатацию в космосе могли выполнять роботы. Это сведет выходы астронавтов в открытый космос на позицию экстренных мер, а не обычной практики.

В качестве примера реального мира, Райзман рассказывает о своем опыте во время EVA на STS-132. Он и Стив Боуэн должны были установить новую антенну Ku-диапазона на вершине Международной космической станции. Сборка проходила в обычном режиме, когда Райзман стоял на конце манипулятора робота, выполнявшего функции сборщика вишни, но когда пришло время подключать кабели питания и передачи данных, они не подходили.

Решение пришло с приближающимся восходом солнца, поставив штекерный разъем в тень, а гнездовой разъем — на солнце. «Мы использовали тепловое расширение. Когда металл нагревается, он расширяется, и когда он остывает, он сокращается. Я подождал несколько минут, а потом взял коннектор… и поставил его на место.»

Для того, чтобы астронавты и дальше могли выходить в открытый космом и применять свои уникальные знания, нужно всего лишь усовершенствовать скафандры. Сегодня космонавты МКС застряли в костюмах для программы «Спейс шаттл». Эти костюмы были созданы около 30 лет назад и не предназначались для EVA, являя собой аварийное оборудование.

Надежду на новое поколение орбитальных костюмов EVA может дать частная космическая промышленность, разрабатывающая собственные космические аппараты, космические станции и оборудование. NASA дает больше свободы подрядчикам и компаниям, чем когда-либо.

Эта свобода может привести к долгожданному появлению новых костюмов EVA. Новые материалы, особенно композиты и ткани, могут уменьшить вес и расширить диапазон движений космонавта.

Популярные материалы