Многократное использование ракет – огромный шаг в будущее

Falcon 9

Известно, что большая часть расходов на запуск приходится на строительство ракеты, которая летает только один раз. Сравните это с коммерческим самолетом — каждый новый самолет стоит примерно столько же, сколько и Falcon 9, но может летать несколько раз в день и совершать десятки тысяч рейсов в течение своего срока службы. В соответствии с коммерческой моделью быстрая многоразовая космическая ракета-носитель могла бы сократить расходы на полеты в космос в сто раз.

Хотя большинство ракет предназначены для сжигания при входе в атмосферу, ракеты SpaceX способны не только выдержать вход в атмосферу, но и успешно приземлиться на Землю, а затем вновь взлететь.

В марте 2017 года SpaceX совершил первый в мире запуск ракеты орбитального класса. После разделения этапов первая ступень успешно вернулась на Землю, совершив посадку на беспилотный корабль, находящийся в Атлантическом океане. Этот успешный полет представляет собой историческую веху на пути к многократному использованию ракет.

После нескольких удачных возвращений на Землю первой ступени Falcon 9 в марте 2017 года она была значительно переоборудована. Возможность посадки первых ступеней на море является важным компонентом программы многократного использования SpaceX, поскольку некоторые миссии не оставляют достаточного запаса топлива для того, чтобы вернуться на сушу.

SpaceX будет продолжать попытки высадить ракеты Falcon 9 на сушу или на беспилотный летательный аппарат в море почти во всех будущих миссиях. Эти технические достижения стали возможны благодаря инновационным инженерным усовершенствованиям аппарата, включая решетчатые лопасти, подруливающие устройства холодного газа и опорные стойки.

Первоначальные испытания SpaceX на возможность многократного использования с помощью аппаратов Grasshopper и F9R состоялись в 2012-2014 годах на испытательной базе SpaceX в МакГрегоре, штат Техас. После вывода из эксплуатации Grasshopper, SpaceX начал испытания ракеты-разработчика F9R, которая имела три двигателя Merlin 1D для дополнительной тяги. В 2014 году F9R завершила ряд более сложных испытаний. Эти первые шаги дали неоценимую информацию для будущих испытаний в ходе полетов на орбиту. В конечном итоге они привели к первой посадке ракеты в 2015 году.

«Если выяснить, как эффективно использовать ракеты повторно, как используют и самолеты, то стоимость выхода в космос будет снижена в сто раз.  Полностью многоразовый аппарат никогда раньше не использовался. Это действительно фундаментальный прорыв, необходимый для революции доступа к космосу» — Илон Маск.

Популярные материалы