MAXI J1621–501 — рентгеновский двойной луч с малой массой

MAXI J1621–501 - рентгеновский двойной луч с малой массой

Международная группа астрономов раскрыла важную информацию о недавно обнаруженном кратковременном источнике, известном как MAXI J1621–501. Результаты новых наблюдений, проведенных на космическом аппарате НАСА NuSTAR, показывают, что объект представляет собой рентгеновский двойной луч малой массы.

Двойные рентгеновские лучи состоят из нормальной звезды или белого карлика, переносящего массу на компактную нейтронную звезду или черную дыру. Основываясь на массе звезды-компаньона, астрономы делят их на рентгеновские двойные файлы с низкой массой (LMXB) и рентгеновские двойные файлы с большой массой (HMXB).

Некоторые LMXB проявляют кратковременные вспышки, во время которых наблюдается увеличение светимости рентгеновских лучей. Когда эти вспышки характеризуются как рентгеновские вспышки типа I — термоядерные взрывы, происходящие на поверхностных слоях нейтронных звезд, — они, очевидно, подтверждают присутствие нейтронных звезд в таких двойных системах.

MAXI J1621–501 (для краткости J1621) является одним из источников, в которых были идентифицированы рентгеновские вспышки типа I. Переходный процесс был впервые обнаружен системой оповещения Nova Alert «Монитор всего неба» (MAXI) 19 октября 2017 года.

Два месяца спустя началась последующая кампания наблюдений за этим переходным процессом с использованием массива ядерно-спектроскопического телескопа (NuSTAR), в результате чего были обнаружены два рентгеновских всплеска типа I. Дальнейший мониторинг J1621 с помощью спутника ESA INTEGRAL, MAXI и Обозревателя внутреннего состава нейтронной звезды (NICER) выявил еще 22 всплеска этого типа. В целом, эти наблюдения позволили группе астрономов во главе с Николасом М. Горгоне из Университета Джорджа Вашингтона, подтвердить, что J1621 является LMXB, в котором находится нейтронная звезда.
,
«Дальнейшие наблюдения с NuSTAR выявили два рентгеновских всплеска типа I, идентифицирующих MAXI J1621-501 как рентгеновский двойной пучок малой массы с первичной нейтронной звездой», — написали астрономы.

Результаты показывают, что аккретор в J1621 является нейтронной звездой с оценочной массой около 1,4 солнечных масс. Предполагается, что масса звезды-спутника составляет от 0,3 до 1,0 массы Солнца. Период обращения системы рассчитывался в диапазоне от трех до 20 часов, в то время как яркость его рентгеновского излучения наиболее вероятно составляет от 0,45 до 5,98 унциллионов эрг / с. Предполагается, что она расположена не дальше 16 300 световых лет.

Согласно исследованию, наиболее интригующей особенностью J1621 является эпизодическая природа наблюдаемых вспышек, поскольку были выявлены 78-дневные вариации его кривой рентгеновского излучения. Астрономы предполагают, что это может быть связано с так называемыми «суперорбитальными периодами» или длительными периодами.

«Лучшим названием для них были бы «длительные временные модуляции », поскольку очень часто они не являются строго периодическими; отдельные модуляции на кривой блеска J1621 варьируются по продолжительности примерно от 50 до 90 дней. (…) Мы видим, что значения параметров системы, прогнозируемый нами период радиационной прецессии в 82 дня близок к наблюдаемой длительной шкале модуляции 78 дней », — объяснили исследователи.

Подводя итоги, авторы статьи отметили, что J1621 является важным дополнением к относительно короткому списку источников, характеризующихся суперорбитальными периодами. Это также 111-й рентгеновский разрядник I типа, идентифицированный до настоящего времени.