Астрономы заметили странную рябь в звездной пыли

Красный карлик и его пылевой диск

Неизвестное науке явление!

Неожиданно ученым удалось обнаружить волнообразную рябь на аккреционном диске вокруг красного карлика, почти в 32 световых годах от Земли. На самом деле они искали планеты в большом диске из звездной пыли, окружающей молодую звезду, но неожиданно отметили невероятное явление: по диску расходились быстро движущиеся, волнообразные дуги, очень похожие на рябь по водной поверхности.

Команда исследователей впервые обнаружила пять подобных структур благодаря данным с Очень Большого Телескопа(Very Large Telescope) Европейской южной обсерватории в Чили. Это произошло в тот момент, когда они искали признаки столкновений, которые могли бы указывать на наличие планет образующихся вокруг молодой звезды. Когда исследователи посмотрели на снимки, сделанные с космического телескопа «Хаббл» в 2010 году и 2011 году, им удалось обнаружить те же самые структуры, но уже в других местах.

Волны в пылевом диске звезды

«Наши наблюдения показали нечто неожиданное», заявил Энтони Бокалетти, исследователь из ЛЕСИА (Парижская обсерватория / CNRS / UPMC / Париж-Дидро) во Франции и ведущий автор исследования. «Изображения показали набор необъяснимых особенностей в диске, которые имеют дугообразную или волнообразную структуру и отличаются от всего, что когда-либо приходилось наблюдать».

Обратившись к более ранними записям космического телескопа «Хаббл», команда обнаружила, что странная рябь двигалась очень быстро.

«Мы переработали изображения с «Хаббл» и, в конечном итоге, получили достаточно информации, чтобы отслеживать движение этих странных формирований в течение четырех лет», говорит Кристиан Тельман, член команды из ETH Zurich, Швейцария. «Делая это, мы обнаружили, что дуги расходятся от звезды со скоростью до 40 000 кмч!»

Красный карлик «AU Микроскоп» или AU Mic для кратости, находится на расстоянии 32 световых лет от Земли и обладает половиной массы Солнца. Из-за своего тяжелого, неровного диска, исследователи постоянно наблюдают за звездой с целью запечатлеть появление планет в результате сливания звездной пыли.

Карликовые планеты — жемчужины Солнечной системы

Недавно замеченные признаки волнообразные дуги движутся на потрясающих скоростях. Крайние из них движутся быстрее, а три из них движутся настолько быстро, что способны избежать гравитационное притяжение звезды. Причем, ученые отмечают, что данные волновые образования не вызваны столкновением с крупными объектами типа астероидов или изменением в гравитации звезды.