Блазар

Блазары, классифицируемые как входящие в состав более крупной группы активных галактик, которые содержат активные галактические ядра (AGN), являются наиболее многочисленными источниками внегалактического гамма-излучения. Их характерными особенностями являются релятивистские струи, направленные почти точно на Землю. В целом, блазары воспринимаются астрономами как высокоэнергетические двигатели, служащие естественными лабораториями для изучения ускорения частиц, релятивистских плазменных процессов, динамики магнитного поля и физики черных дыр.

Некоторые активные галактические ядра являются мощными радиоисточниками, поэтому их называют радио-громкими – RL AGN. Эти объекты встречаются редко, особенно при сильном красном смещении. Поэтому любое новое дополнение к еще относительно короткому списку RL AGN важно для исследователей, стремящихся расширить наши знания об активных галактиках, квазарах и блазарах.

Теперь группа астрономов под руководством Сильвии Белладитты из Брерской астрономической обсерватории в Италии сообщает об обнаружении DESJ014132.4-542749.9 (сокращенно DES0141-54) — новой мощной RL AGN при красном смещении 5.0. Его свойства указывают на то, что это блазар, отличающийся высокой громкостью радиосигнала, но слабым рентгеновским излучением. Вывод основан на анализе данных обследования темной энергии (DES) и обследования Сиднейского университета Молонгло (SUMSS).

«В этой работе мы представили открытие и многоволновые свойства DES0141-54, очень мощной RL AGN при высоком красном сдвиге (z = 5.0), когда вселенной было всего 1,18 миллиарда лет. Этот источник был обнаружен путем перекрестного сопоставления первого выпуска DES с радиокаталогом SUMSS», — пишут астрономы в статье.

Объект демонстрирует очень большую радиоволновую громкость, высокую радиосветимость и плоскостность радиоспектра вплоть до очень высоких частот. Эти свойства позволили исследователям классифицировать вновь обретенный AGN как блазар.

Однако астрономы обнаружили, что DES0141-54, в отличие от подавляющего большинства известных блазаров, обладает крайне слабым рентгеновским излучением. В частности, яркость рентгеновского излучения блазара достаточно низкая по сравнению с другими блазарами, обнаруженными до сих пор в течение нескольких сотен смен. Кроме того, его отношение рентгеновского излучения к лучам радио также невелико по сравнению с блазарами со смещением вниз.

Поэтому астрономы пришли к выводу, что DES0141-54 принадлежит меньшинству (около 2%) блазаров с очень слабым рентгеновским излучением.

Кроме того, исследователи предполагают, что радиоволновая громкость и слабое рентгеновское излучение в DES0141-54 могут быть связаны с особенно высоким значением магнитного поля. Однако для проверки этого сценария необходимы дальнейшие исследования этого блазара.